Во имя Аллаха,Милостивого,Милосердного!
Исламское государство,в вопросах и ответах.
1.Введение.
Исходя из нынешней ситуации на Северном Кавказе и звучащих призывах о создании исламского государства на территории Чечни и Дагестана,Турции,Узбекистана,Киргизстана и Таджикистана небезынтересно узнать в целом,что такое исламское государство и чем оно отличается от других форм общественно-правого устройства и как эти представления согласуются с имеющимися ,,исламскими,, государствами.2.Какова основа (базис)?
Прежде,чем говорить об экономической части или,если хотите,о фундаменте,с марксисткой точки зрения,государства,которая,как известно из программы обществоведения за 9-10 класс,определяет ,,надстройку,,-как духовную жизнь общества,придется рассмотреть само общество,а точнее - человека,которого сегодня так часто просто забывают за умозрительными схемами предвыборных технологий и выводе страны из кризиса. Так что же человек? КПСС в свою бытность провозглашала лозунг:,,Все-во имя человека, все-для блага человека!,, Нисколько не смущаясь тем,что человек в этой модели был не конкретный (со своими проблемами как материального,так и морального плана ), а абстрактный. Проще говоря,- ,,массив, ,,общность, ,,население.В принципе такой подход и послужил залогом того лицемерия и перерождения государства,которые мы могли наблюдать с конца 70-х годов и по сей день в Советском Союзе и России.Более того,такой подход-идеалистичен, по своей сути, поскольку основывается на человеческой натуре ,его образе мысли, стремлениях.И декларация того,что можно путем труда,заработной платы,с одной стороны,и партийных собраний-с другой,-обеспечить все жизненные потребности человека-неверна по определению,так как человек в социалистической,как впрочем,и в капиталистической системе является в большей степени бесконечным потребителем материальных благ,то есть он никогда не остановится и не скажет :Все,для меня этот уровень жизни - достаточен.И даже если он так скажет,то все равно с помощью всей машины гос.аппарата,СМИ,норм поведения в семье,его(человека) рано или поздно ,,заставят,, двигаться дальше по дороге к ,,американской мечте,, так как это уже стало необходимым условием существования самой системы взаимоотношений в обществе. С другой стороны,если предположить,что все общество согласно с ролью статиста и не хочет идти вперед ,полагаясь на принципы анархии,то по теории вероятности - найдется хотя бы один человек недовольный таким положением дел и стремящийся к заоблачным вершинам материального благополучия.И никакой партхозактив его не сможет вразумить.По крайней мере,это может произойти только чисто внешне,но внутри себя человек никогда не откажется от своих устремлений по чьей-то указке. Итак,раз уж мы пришли к такому очевидному противоречию марксисткой теории и практики,попробуем пойти дальше и установим приоритетом - Недостижимый Абсолютный Идеал.Только сделаем это так,со всей опять же мощью пропаганды и агитации СМИ,чтобы обыватель принял эту идею,как свою родную,как собственную. Читатель резонно может заметить -это все хорошо,но где же основа того самого исламского государства в этих пространных рассуждениях.Собственно говоря все,о чем повествовалось ранее и есть основа государства,а если быть точнее,то фундаментом исламского государства является не теория классовой или какой-бы то ни было другой борьбы,не стремление человека к удовлетворению своих материальных запросов,не теория национального(профессионального и тому подобных вариантов) обединения;но фундаментом исламского государства является ТВЕРДАЯ ВЕРА КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА В АЛЛАХА или,если вам угодно - в Недостижимый Абсолютный Идеал.3.Что меняется в обществе с признанием человеком веры в Аллаха
?В одном из хадисов Пророка Мохаммада(САС) читаем:Всякая хитрость и лицемерие есть многобожие и ересь.И еще:проблема различения многобожия и искренности настолько тонка и точна,что напоминает по сложности слежение за движением муравья по камню темной ночью.
В чем проблемма нынешней России?Кризис доверия.Кризис доверия к власти,банкам,компаниям и т.д. и т. п.В связи с этим можно привести стихотворение пакистанского поэта Икбаля:
Человек от нетерпения стал рабом человека ,
Я еще не видел,чтобы собака кланялась собаке.Он отдал свою драгоценную душу царям.
В рабстве и прислуживании он хуже,чем собака ,
Иными словами ,те,
в ком вы ищете себе опору и призываете к себе - такие же рабы,как и вы, такие же ограниченные в своем выборе,слабые и нуждающиеся существа,как и вы. Когда уходит вера в Бога - исчезает и человеческое достоинство.Человек начинает угодничать и пресмыкаться перед всеми.За примерами далеко ходить не надо.Достаточно упомянуть недавние избирательные компании.Из боготворимых вами есть ли кто,который может вести к истине?(Сура Юнус,аят 35).Правда состоит в том,что Россия и как государство,и как общество столкнулось с проблемой лжи и лицемерия именно потому,что оно и основывалось на них, провозгласив официальной идеологией - атеизм.
Даже сам атеизм использует врожденное (чувство) качество человека к вере.Например, когда мы говорим,что по велению Господа следует бороться с каким-либо действием,человеком или группой людей,и это указание Бога, лица наши принимают недовольное выражение.Но стоит сказать,что согласно такому-то принципу международного права следует сделать то-то и то-то,те же лица принимают совсем другое выражение.Если им сказать,что Бог этого хочет,они хмурятся и выражают недовольство,но стоит сказать:народ ожидает этого от вас,как они приходят в экстаз на митингах и собраниях.Причина этого - корысть.Во всех своих делах они (руководители и простой человек ) вместо божественного откровения смотрят на ,,Запад или ,,Восток; вместо Бога смотрят на лжебогов (или совсем небогов ) вместо закона,данного Богом,соблюдают другие законы.Это ли не есть свидетельство отклонения нации от истинного пути. Итак,Священный Коран,отражающий мир и движение мировой истории из прошлого к будущему,не устанавливает для мусульман особого государственного устройства и не предписывает никакого вида власти,кроме одного - власти праведных людей,для которых власть - обязанность,а не привелегия.Коран говорит одно: если государство осуществляет свои обязанности по принципу абсолютной справедливости (или проще говоря - истине)-оно является исламским государством.При этом совершенно неважно является ли оно монархией или республикой,или любой комбинацией этих категорий. По мере укрепления веры в сердце,привычная иерархия ценностей как-бы становится с ног на голову,а на деле с головы на ноги.Чем выше ты стоишь духовно -тем больше в тебе скромности и смирения.Чем выше ты стоишь духовно - тем больше ты заботишься о людях, помогая им стать выше тебя на незримой и бесконечной лестнице совершества. В этом смысле структурные взаимоотношения в исламском государстве принципиально отличаются от тех же взаимоотношений -в светском.Здесь никто не стремится занять более высокую руководящую должность,поскольку положение приносит намного большую ответственность,но не несет абсолютно-хотелось бы по подчеркнуть -абсолютно никаких привилегий.Не несет потому,что единственным мерилом для занятия руководящего поста является - праведность,т.е.уровень смирения,жертвенности и готовности помогать людям.Это собственно говоря,глубоко исламское определение человека у власти:только праведность,в идеале,дает право на руководство людьми. Основой и опорой для человеческих дел и человеческой жизни должен быть Бог,а не связи и привязанности,местничество и расовая принадлежность,работа и местнический или национальный фанатизм и т. д. Человек всем своим существом стремится к абсолютно справедливому закону.Он жаждет иметь правительство,которое не представляло бы какой-то особый класс или социальный слой.Человеку нужен вождь,в котором не было бы ни капли эгоизма и стремления к привилегиям,и который жил бы в самых обычных условиях.Простота,искренность,честность,положительный опыт и стремление к справедливости - вот что нужно человеку!3.Что такое шариат?
Исходя из вышеизложенного понятно,кто и на каком основании имеет право устанавливать законы и что законодатель должен обладать следующими качествами:
Абсолютное и бесконечное знание и неограниченное понимание всех внешних и внутренних потребностей человека
;Абсолютная доброта и благорасположение к человеку
;Абсолютная справедливость,на которую не могут воздействовать склонности и желания личности или некоей группы людей
;
Сам он не должен испытывать потребностей и должен иметь все,как основу бескорыстия
;Если следовать логике,то всеми этими качествами обладает только - БОГ,послания и законы от которого доходят до людей через пророков.Пророков же можно сравнить с принимающими устройствами среди людей.Установления,исходящие непосредственно из Священной Книги мусульман - Корана,а также действия и поступки,одобренные или непорицаемые Пророком Мохаммедом (САС) в обычной,повседневной жизни,сведенные к нормам закона послужили фундаментом шариата.
Не секрет,что эти нормы весьма строги.На эту тему написаны целые книги - Илал-аш-Шараи.Строгость этих законов является,как это ни пародоксально,залогом благополучия самого человека.К счастью, научный прогресс с каждым днем все больше раскрывает эти истины и снимает завесу тайны с этих установлений.Чего стоит только проблема супружеской верности и многоженства с одной стороны,и ВИЧ инфицирования с другой.4.В чем заключается гарантия исполнения законов шариата?
Прежде чем ответить на этот вопрос пусть читатель(слушатель) постарается ответить на следуюшие
:откуда люди,создавшие законы на основе своего знания и разума,познали все аспекты жизни человека и все его особенности
;откуда известно,что они желали добра человечеству
;каковы гарантии того,что в законе,предложенном ими не существует ошибок и погрешностей
;как можно быть уверенным в том,что они не имели в виду интересы только некоторой определенной группы людей или одного человека и что их познание не было искажено под воздействием среды и семейных или национальных устоев
;откуда известно,что рано или поздно эти указания не принесут вред отдельному человеку или нашему обществу
?
Вся история человечества с разрушительными войнами и жестокими революциями доказывает,что данные вопросы риторические.На протяжении уже тысячелетий человечество так и не сподобилось создать что-нибудь стоящее в плане как сути законов,так и их исполнения.Этот горький опыт приводит к тому,что все меньше людей испытывает желание следовать светским законам.Если где и выполняются эти законы,созданные умом политиков и юристов,то это происходит от страха быть оштрафованным или подвергнуться гневу государства.А в остальных случаях-нигде в мире люди не испытывают особого рвения в исполнении законов и любви к ним.Почему рожденный свободным человек должен стать чьим-либо рабом и выполнять различные указания?Все эти проблемы и сомнения уничтожают весь энтузиазм человека.Эти чувства еще больше проявляются тогда,когда человек на основании этих законов никак не поощряется.Он видит,что всякий раз, когда отклоняется от закона - его ждет штраф,суд и т.д.Но если он всю жизнь проживет в соответствии с этим же законом - ему, в лучшем случае, не будет за это никакого воздаяния.В учении же пророков даже за движение человека к цели предусмотрена награда.
Так почему же будут исполняться шариатские законы?
Самой надежной гарантией -является вера в Бога и загробный мир.Вера в то,что повеление дается Всевышним,а я его раб и подконтролен Ему,и должен буду отвечать на Его справедливом Суде.Это вера в то,что Бог за каждое мое праведное деяние даст мне многократно большую награду и простит невольную ошибку.Это вера в то,что учитывается каждое мельчайшее добро и зло. Второй по счету,но не по значению, является повышение умственного уровня и идейное развитие.Ни в одной религии мира не уделяется такого внимания образованию и мышлению,как в исламе.Большое значение придается общению с благочестивыми учеными,путешествиям и советам других.Застой и упрямство обычно характерны для людей с замкнутым мышлением.Все это приводит к лучшему пониманию законов,а следовательно к лучшему их исполнению.Причем,если вы не выполняете сознательно какой-либо закон,то это не значит,что вас обязательно будут бить палками,сажать в тюрьму или забрасывать камнями.Просто вы сознательно снимаете с себя ,,бронежилет,, т.к.законы Аллаха не перестают существовать в зависимости от того верите вы в них или нет.И следовательно вы оставляете за Аллахом право каким-либо способом вернуть вас на истинный путь.Арсенал этих средств поистине безграничен-травмы и болезни,успех и банкротства,предательства и обман людей и т.д.и т.п. Третьим фактором является - любовь,ибо если мы кого-то любим,готовы сделать все,что этот человек от нас захочет,даже если это будет неуместная привязанность.Что тогда говорить об осознанной любви,основанной на понимании и рассудочном восприятии величия Бога.Призывай на путь Господа твоего мудрыми и добрыми наставлениями,и веди с ними споры о том,что добро(Сура Пчелы,аят 125).Основной путь - это путь просвещения и проповеди любви.
4.Зачем создавать государство?
Cо школьной скамьи мы помним:государство-есть машина,аппарат для обеспечения власти одного класса -эксплуататоров,над другим - эксплуатируемых.
В любой религии,- чем праведнее человек,тем меньше в нем собственного ,,я,,- не в смысле личностной серости,но в смысле корысти и слепого эгоизма.Так во времена Пророка(САС) строились отношения людей в исламе.Руководящие посты были выборными по принципу наибольшей праведности,касалось ли это имама,который руководит совместной молитвой в мечети,или судьи-кади,или самого халифа. Великая простота и великое благородство раннего ислама,которые проводились именно праведностью в организации властных структур,хоть и продлились на государственном уровне относительно недолго,навсегда остались примером для истинно мусульманской организации общества.По существу именно государство раннего ислама,государство первых четырех праведных халифов,явило миру пример материальной заботы о беднейших гражданах и обладало для этого особыми фондами. Именно обеспечение достойного уровня жизни и создание условий для выполнения законов предписанных Аллахом и является основной задачей всего государственного аппарата. Мало кто знает,что в случае невозможности выделения исламским государством земли для своего подданного,за ним остается право на самовольный захват государственной земли и ее обработку по праву его рождения.Причем государство, при желании вернуть ,,своюземлю,,в свою собственность,обязано будет уже выкупать ее.
Также оправдываются и случаи воровства,если государство по какой-либо причине не смогло обеспечить минимальный прожиточный уровень. Кстати,о воровстве ...Существующий стереотип о немедленном отрубании пальцев,кистей,рук по локоть в наказание за воровство не совсем верен.Два раза человека предупреждают о возможном наказании и только на третий -делают операцию,именно операцию,с обезболиванием и последуюшим бинтованием поврежденного участка.Примеров подобного рода шариатских законов можно привести довольно много.Цель этих воздействий не наказание через причинение боли,а сохранение человека,его личности,ориентировка ее в правильном направлении на пути истины. Одновременно с этим учитываются мнение и права ,,потерпевшей,, стороны.Например,в случае умышленного убийства,родственники убитого имеют право на адекватное возмездие,но приветствуется прощение(аят....). Впрочем,ранний ислам обладал еще одной величайшей благодатью.С образованием исламского государства в Медине были созданы основы для единственной истинно исламской структуры духовного руководства - Халифата.Но благодать была не только в самом учреждении Халифата,а в том,что во главе с Пророком (САС) Халифат являлся не только религиозно-духовной,но,в исламском смысле и государственной структурой.5.Сушествует ли настоящее время исламское государство
?Эра Халифата- государства на принципах праведности и жертвенности,в исторических масштабах просияла в эпоху Пророка и четырех праведных халифов Абу Бакра,Омара,Османа и Али.После мученической смерти Али,вследствие разразившейся гражданской междуусобицы,халифат перестал быть демократическим учреждением и стал наследственной монархией,лишь освященной памятью о той близости к Богу,которой обладали праведные халифы.
Власть,лишенная праведности,стала больше полагаться на свою мощь и великолепие.Власть перестала быть смиренной,стала надменной и высокомерной,хотя,конечно,страх Бога,уменьшавшийся по мере удаления от эпохи Пророка(САС),и сами установления ислама,предполагающие,что монарх и нищий стоят в одном ряду на молитве,до поры до времени и только отчасти сдерживали автократические замашки мусульманских властителей,вроде ханов и эмировСредней Азии и Великих Моголов. Все беды ислама происходят не от того,что люди слишком ревностно или даже яростно придерживаются его фундаментальных принципов.Все как раз наоборот.Мир ислама покатился к нынешнему упадку потому,что постепенно перестал соблюдать религиозные основы веры,полагая,что достаточно ,,делать вид,, а не ,,быть,, верным примеру Пророка(САС).Ислам столь всеобъемлющ, как мировоззрение,что содержит внутри себя возможные компромиссы для каждой личности в отдельности и для народов в целом. После краха Османского халифата, всякие попытки воссоздать халифат,как институт духовного руководства для мусульман всего мира оборачивались пустыми разочарованиями,потому что мир ислама уже был настолько расколот и раздираем экономическими,политическими и национальными устремлениями,что всякое желание вернуть его на путь халифата выглядело в лучшем случае наивным.Да и можно ли представить себе халифат,которому послушны одновременно Иран,Ирак и Саудовская Аравия,когда каждое из этих государств считает себя истинно мусульманским,а все другие - плутократическими? Люди,пытающиеся и сейчас воссоздать халифат в исламе,забыли или не хотят помнить,что ислам предполагает в основе -единство нравственное,а не политическое.Духовное единство сегодняшнего мусульманского мира - такая же сказка,как и истории ,,Тысячи и одной ночи,, и не только потому,что слишком сильны теологические разногласия различных сект и школ,но и потому,что лицемерие стало в исламском мире намного сильнее истинной религиозности,определяемой готовностью помогать людям ради любви к Богу. Сейчас существует множество людей,стремящихся к лидерству под знаменем веры.Все они говорят от имени ислама,даже если говорят совершенно противоположное друг другу.Таким людям,политикам от ислама,кажется,что они могут увлечь мир ислама к процветанию по примеру демократий Запада,где наилучшим политиком считается тот,у кого лучше подвешен язык.Таким политикам от ислама снятся толпы людей,следуюших по их пятам,им снится безмерная власть,которая принесет им привилегии,разве что чуть-чуть омраченные обязанностями... Именно страсть к самоувековечиванию,непомерному и экстравагантному богатству и земному величию явилась причиной упадка великих мусульманских государств- Могольской Индии,Ирана,Османской Турции...Разве это не очевидно для нынешних кандидатов в султаны?6.Есть ли свет в конце..?
Дорогой читатель,наверное,устал от всех этих экскурсов в историю,но все же не преминет заметить,что мы пришли к тому с чего и начинали.Лицемерие,упадок,привилегии...Что ж- справедливо.Так неужели нет выхода?Напротив,согласно все тому же диалектическому материализму мы вернулись к исходной точке,но на неизмеримо более высоком уровне понимания и доказательства существования Бога.Стоит оганичиться лишь перечислением областей науки,где сделаны поистине революционные открытия: астрофизика,эмбриология,генная инженерия,метеорология,океанография,геология,ядерная физика... Но остался неизменен человек в своей упрямой сути неверия,в своей лени и предрассудках.Но теперь мы как нельзя более ясно представляем,куда нам идти,как нам работать и что делать.Человек пришел к тому,что главным и самым трудным наслаждением жизни и труда становится пересиливание себя,духовный рост - будничная победа над самим собой каждого конкретного человека;и если хотя бы один -не справляется с этим - страдает все общество. Как и в начале этих двух тысячелетий перед нами стоит задача - сформировать человека.Без выполнения ее просто не имеет смысла строить государство.А то,что эта задача выполнима показывает короткий период истории с 622 г. н. э.по 722 г. н.э. на пустынных просторах Аравии.7.Заключение.
В завершении своего повествования автор приносит извинение за отсутствие достаточного в нем отражения таких вопросов,как:Структура исламского государства .
Шариатские законы и законотворчество в исламском государстве.
Экономическая деятельность исламского государства.
Финансовая система и банки исламского государства.
Положение,права и обязанности женщин в государстве.
Взаимоотношения исламского государства с неисламскими.Внешняя политика;
поскольку каждая из этих тем предполагает более глубокое изучение и освещение,чем объем журнальной статьи,но надеется, иншаАллах,на последующие встречи с читателем на страницах этого издания.
В статье использована информация из источников:Равиль Бухараев.,,Дорога Бог знает куда.,, Издательство ,,Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ,, 1999 г.
Мосхен Гераати.,,Уроки Корана
: монотеизм и миссия пророков.,Иран.